Контраст contrast
Шрифт Очистити
Сховати налаштування
 
17.06.2014

Василий Синчук: «К нам стали чаще приходить, чтобы сказать «спасибо»

Почти 100 дней прошло со времени назначения прокурором Харьковской области Василия Синчука. Как известно, Василий Людвигович до этого уже шесть лет работал в этой должности — с 2004 по 2010 год.

— Обратно на работу я не просился, кабинеты Генпрокуратуры не осаждал, — комментирует свое назначение старый-новый прокурор области. — Хотите знать, как дело было? В субботу мне позвонил один из руководителей Генеральной прокуратуры. «Чем занимаешься?», — спрашивает. «В футбол играю». «Надо вернуться поработать». Поехал в Киев на собеседование. Потом меня пригласил к себе министр внутренних дел Арсен Аваков: «В Харькове все руководители силовых ведомств — люди новые. Ты нужен, обстановку знаешь». Но в Киеве предупредили, что придется переформатировать работу прокуратуры…


— Нелегко было вписаться в работу после почти четырех лет перерыва?
 
— Первые полтора месяца было очень тяжело. Ощущал себя так, как будто первый раз получил такое назначение. Но вообще я считаю, что очень полезно было бы, к примеру, районному прокурору, отработавшему в этой должности несколько лет, на пару-тройку лет уйти на преподавательскую работу или в адвокаты. Вы знаете — это очень расширяет кругозор. Очень полезно для понимания прокурорской работы…
 
От вас ожидали новых назначений. Хотя бы заместителей. Но их состав пока не изменился. Если судить по вашему сайту.
 
— Сегодня со мной работают четыре заместителя. По штату их положено восемь. Где остальные четверо? Переводятся на другие должности, подыскивают себе новое место работы. Серьезная смена работников прошла в наших районных звеньях. Но в большей степени — в аппарате управления областной прокуратуры. Исполняющим обязанности заместителя прокурора области Генпрокуратурой был назначен Константин Турков. В его обязанности входит надзор за действиями всех силовых структур области. Причем, хотя Константин Леонидович работает в органах прокуратуры Харьковской области более двух десятков лет, на этом участке он человек новый. А здесь как раз нужны новые подходы, смены управленческого и духовного, я бы сказал, отношения к своим обязанностям…
 
Надо полагать, Василий Людвигович, этим инициированные вами кадровые перемены не ограничиваются?
 
— Пришлось полностью — от руководителя до рядовых сотрудников — сменить состав отдела, который осуществлял надзор за соблюдением законов органов налоговой милиции. Этот отдел был поражен, скажем так, непрофессиональным подходом к выполнению своих обязанностей. А если откровенно — есть информация о коррумпированности его сотрудников. Хотя доказательств этому у меня нет… Долго ли еще будут у нас продолжаться кадровые перемены? Думаю, что еще не больше месяца…
 
— В последнее время штаты прокуратур в Украине были существенно расширены.
 
— Такая необходимость возникла после введения нового Уголовно-процессуального кодекса. К сожалению, как оказалось, при этом влияние прокуроров на законность проведения следствия уменьшилось. Уменьшилась, следовательно, и защищенность людей от преступности. Сейчас Генпрокуратура работает с учеными, идет поиск путей, как сделать кодекс более мобильным и эффективным в борьбе с преступностью. Вернуться к старому УПК? Нет, так вопрос не стоит. Законодательство уже прошло определенный путь, есть наработки. А смена законов требует колоссальных затрат…
 
Какие задачи сегодня ставит перед вами Киев? На что ориентирует региональные органы прокуратуры?
 
— Наше современное общество хочет защищенности и уважения. Эти требования справедливы, и мы обязаны их слышать. Кстати, здесь очень важно, чтобы наши коллеги из силовых структур, судейского корпуса, руководство облгосадминистрации, все мы единым образом понимали наши задачи… События февраля этого года показали, что наши сограждане не могут и не хотят жить в условиях, когда их не считают за людей. Мы все хотим реальных перемен, направленных на обеспечение защиты и уважения наших прав…
 
Но согласитесь, Василий Людвигович, защищенность людей сегодня — вопрос сложный. Особенно в нескольких, в том числе соседних с Харьковским, регионах.
 
— Я работаю в Харьковской области и не отвечаю за другие регионы. Хотя, разумеется, знаю, что там происходит. Но прокурор не может остановить вооруженного бандита, предупредив его, что тот не хорошо поступает. А в понятия «уважение» и «защищенность» можно вкладывать разный смысл. В данном случае я имею в виду то, что предусмотрено Конституцией…
 
— Это все высокие истины. А мы продолжаем жить в весьма небогатой стране, где, в частности, весьма ограниченная часть наших сограждан находит возможности незаконного, но масштабного обогащения. В основном, за счет бюджета. Размеры бюджетных «откатов» вроде бы доходили до 30–50 проц. выделяемой суммы.
 
— 20 мая Генеральная прокуратура Украины проводила расширенное заседание коллегии по вопросу соблюдения законодательства при использовании бюджетных средств. На этом заседании исполняющий обязанности Генерального прокурора Олег Махницкий отметил тенденцию распространения преступлений в бюджетной сфере и подчеркнул, что самое худшее состояние в энергетическом секторе, здравоохранении, оборонной, экологической, аграрной и транспортной сферах. В общем, каждый прокурор должен проследить, чтобы соответствующие инстанции тщательно выполняли свою контролирующую функцию за расходованием бюджетных средств…
 
— Какой сегодня для вас, как для прокурора области, самый острый вопрос?
 
— Борьба с коррупцией. Долгая песня? Если я (как руководитель и человек), а также мои коллеги не будем на своем месте делать все, что от нас зависит… Вот тогда это и будет, как вы выражаетесь, «долгой песней». В любом случае, этот процесс уже оживился…
 
Вы имеете в виду недавно принятый Верховной Радой закон?
 
— В том числе. Сегодня существенно ужесточена ответственность за коррупционные действия. Раньше по фактам взяток составлялись административные протоколы и накладывались штрафы. Сейчас за коррупционные правонарушения предусмотрена уголовная ответственность…
 
— Не случайно (как говорят) в последние месяцы «тарифы» у наших чиновников снизились примерно вдвое. Однако можно не сомневаться, что нечистые на руку чиновники быстро найдут новые способы для наживы. Опыт здесь накоплен огромный. А граждане не сообщают о фактах коррупции, опасаясь дальнейшего давления на них. Ведь вы возле каждого чиновника прокурора не поставите.
 
— Зато уже есть возможность анонимно уведомлять органы власти о фактах коррупции. Мы будем проверять… Вы обратили внимание, что в последнее время в Харькове и области прекратил работу запрещенный в Украине игровой бизнес? Хотя еще недавно люди указывали, где беспрепятственно работают игровые автоматы и казино…
 
— «Крыши» пропали?


— Да. И в первую очередь прокурорские. Кстати, ко мне вот уже больше месяца не приходят со взятками и предложениями «крышевания». Зато все чаще к нам приходят люди, чтобы сказать «спасибо». Находятся и такие, кто говорит «Ну, и что?». Я слушаю и тех, и других. Я определился для себя в том, что слышать нужно всех. А решения принимать в соответствии с законом.

 
Аркадий ГЕНКИН.
Газета "Время" №275  від 17.06.2014 р.

кількість переглядів: 1524