Контраст contrast
Шрифт Очистити
Сховати налаштування
 
18.08.2014

Василий Синчук: «Возвращаясь, я ожидал худшего, но что все настолько плохо, даже не предполагал»

Спустя практически четыре года после ухода с должности прокурора Харьковской области Василий Синчук снова возглавляет областную прокуратуру. О том, чем занимался последние годы и какие приоритеты в работе видит теперь, Василий Синчук рассказал в интервью «Вечернему Харькову».

 
«Я НЕ ПРЕДПОЛАГАЛ, ЧТО ВСЕ НАСТОЛЬКО ПЛОХО»

– С момента вашего ухода с должности прокурора области до возвращения прошло четыре года. Чем вы занимались в этот период?

– Занятий было много, одно из основных – продолжал с художниками группы «Буриме» проект «Блаженні очі все бачать», который мы завершили 14 января 2014 года, – галерея картин, посвященных христианским святыням, начиная от Иерусалима и завершая православными храмами. Этот проект – главное мое занятие в эти годы, и оно потребовало немало времени и сил. Это труд, которым я горжусь, более того, в вопросах духовности – это проект моей жизни. Я очень тяжело пришел к вере, в свое время был ортодоксальным коммунистом, поэтому так проникся этим проектом. Многие люди, как и я, мало бывали в святых местах, а художники благодаря своему таланту и мировоззрению смогли на полотне воплотить дух, величие христианства. Я считаю, что к этим картинам можно прикладываться как к святыням, поскольку нити этих полотен, краски пропитаны духом изображенных на них святынь.

– Долго ли представителям новой власти пришлось убеждать вас снова вступить в должность? Каковы аргументы были решающими? Чем для вас мотивирован этот шаг?

– Безусловно, первое время после ухода с поста прокурора области мне было непривычно без этой работы, я не понимал, что такого я совершил, что должен был уйти. С другой стороны, я осознавал, что все зависит от руководства, и того, хочет ли оно с тобой работать. Пока не работал, видел много негатива в обществе, в правоохранительных органах, в прокуратуре – в том числе и в Харьковской области. Все – от кадровых назначений до политики надзора и борьбы с преступностью – было перевернуто с ног на голову. Оценку работе правительства и правоохранителей дали люди, вышедшие на Майдан. Революция Достоинства смела тот режим, и к власти пришли новые люди. Поэтому я вернулся на должность прокурора Харьковской области. Было ли у меня желание вернуться? Когда мне предложили снова приступить к обязанностям прокурора Харьковской области, честно признаюсь, особой радости не было. Сомнений было значительно больше, чем веры в то, что все получится. Я видел, насколько изменилась ситуация в обществе – люди потеряли веру во все, и даже если ценой своей жизни обещать им работать лучше и изменить ситуацию – никто не поверит. Ключевыми стали аргументы, что коллегам нужны моя помощь, мой опыт и ответственность, ведь эта работа мне хорошо известна. В то же время сейчас появились новые преступления, которые волнуют не только наше государство, общество, но и весь цивилизованный мир, – покушения на суверенитет Украины, сепаратизм, которых мы раньше не знали. Возвращаясь на работу, я ожидал худшего, но что все настолько плохо – даже не предполагал.

– Насколько сложно было решиться на то, чтобы снова занять этот пост? Заметили ли вы какие-то изменения в работе прокуратуры, во взаимодействии с центральными органами власти за прошедший период?

– Это мой первый опыт возвращения туда, откуда ушел, и, пройдя этот путь, я понял, что отношение к человеку при должности и просто человеку – совершенно разное, хотя твои личные принципы и взгляды остаются прежними. Это одна из самых страшных болезней общества, когда в зависимости от должности люди по-разному к тебе относятся. На самом деле должность – это не преференция, а абсолютная ответственность за то, что ты делаешь на своем посту. Безусловно, есть люди, которые считают, что главное – должность, а работа – вторична, но я не первый год в органах, и какой-либо гонор у меня отсутствует напрочь, а вот понимание, что ты должен четко сбалансировать правоохранительный комплекс области, а для этого предстоит тяжело работать – есть. Работа прокурора области далека от романтики – это большой и тяжелый труд.


«РЕФОРМЫ НАДО НАЧИНАТЬ С СЕБЯ»

– С какими трудностями пришлось столкнуться в первый месяц?

– 7 марта меня назначили на эту должность, и первое, с чем пришлось столкнуться, – обострение криминогенной ситуации во время смены власти и в результате процессов, начавшихся в Донецкой и Луганской областях. У нас тоже были попытки осуществить подобный сценарий, и прокуратуре, как и всем без исключения правоохранителям, а также властям, приходилось координировать и концентрировать усилия, чтобы противостоять этим действиям. Для нас это была новая работа, мы никогда раньше с этим не сталкивались, и это был чрезвычайно тяжелый период. К тому же нужно было немедленно перестраивать прокуратуру кадрово, идеологически, профессионально, психологически.

– Новая власть сейчас декларирует реформы в различных сферах деятельности, в том числе и в государственном устройстве. Что, на ваш взгляд, реально делается или в чем хотя бы ощущается наличие желания и политической воли для их проведения?

– Прежде всего реформы каждый должен начать с себя. Своим знакомым я говорю: «Выучи «Отче наш» и Гимн Украины, но не просто зазубри, а пойми смысл, это и будет первый шаг к обновлению». Для меня лично эти два текста и есть смысл моей жизни как гражданина, чиновника, как руководителя и просто человека, у которого есть семья и друзья. Что касается государства – я думаю, что начало реформ уже ощущают все. В призыве президента Петра Алексеевича Порошенко «Жити по-новому» и заключается стратегия, направленная на построение нового общества. Я глубоко убежден, что выборы в Верховную Раду станут показателем настроений в обществе, они покажут, кого мы выбрали, сколько проголосовало за команду человека, не нового в политике, но по-новому мыслящего, человека, который призывает общество к открытому диалогу и при этом не демонстрирует, что живет вразрез со своими призывами, как это было с предшественниками. Есть новшества и при назначении людей на тот или иной государственный пост. Правильно, что их фамилии оглашали на Майдане, и народ одобрял или нет эти назначения. Я не говорю, что это и есть административное реформирование, но я убежден, что скоро местные органы власти будут выбираться обществом, и власть будет передана на места. Я считаю, что в этом будет большой позитив, и нареканий на центр станет меньше. В органах прокуратуры на сегодняшний день ведется работа над новым законом Украины о прокуратуре. Я убежден, что этот закон демократически преобразует прокуратуру, которая будет стоять исключительно на службе Закона.


«С НЕБА БЛАГА НЕ ПАДАЮТ»

– Насколько, по-вашему, изменилось общество после Майдана? Каково оно теперь? Готово ли оно консолидироваться и отстаивать свои права и дальше? Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в сфере прокурорского надзора и судейской сфере в связи с этим в первую очередь, во вторую, в третью?

– Люди почему-то забывают, что на земле они готовят себя для исповеди на страшном суде. Многих не интересует, что будет потом, они живут одним днем и думают, что сейчас могут грешить. Это большая ошибка. Однако сейчас общество, на мой взгляд, изменилось, люди почувствовали, что власть с ними общается, что ситуация меняется, и уже власть для них, а не они для власти. Я бы хотел, чтобы эта трансформация обязательно была доведена до логического завершения и чтобы общество активно контролировало действия власти. Я не лукавлю – я так живу и так думаю. Я считаю, что и общество поменялось, и власть изменилась, меняются и правоохранительные органы. Это начало, и если Господь даст выдержки, терпения и ума всему народу – от президента до рабочего, тогда наше общество будет таким, каким оно хочет быть.

– Как вам, рожденному на западе Украины и живущему на востоке, кажется: после зимы 2013-2014 гг. запад и восток стали ближе друг другу или, наоборот, дальше?

– Я родился на западе, но живу на востоке и не понаслышке знаю людей в этих регионах. Я уверен, что если народ наберется терпения и станет ответственным за будущее, придет время, когда наша страна и сами украинцы, независимо от того, кто и где живет, будут довольны государственным устройством, стандартами жизни, руководством и ее европейским направлением. Человек рождается не для того, чтобы жить в постоянном эксперименте, не для войны или страданий, а для созидания – семьи, государства, коллектива и достойной жизни. На сегодняшний день стандарты, которые есть в европейском обществе, – лучшие в мире. Я не фанат определенных наций или стран. И считаю, что независимо от цвета кожи и религии каждый человек без исключения хочет иметь семью, спокойно жить под мирным небом, обеспечить своим детям будущее, и неважно, в стране с каким названием человек родился. С неба такие блага не падают – весь народ должен напряженно над этим трудиться.

Пока я не работал – бывал несколько раз за границей, и меня удивили реформы в Польше. До этого я был там лет десять назад, и современная Польша меня поразила. Испания, Франция, Голландия, Германия – им же не упало все с неба. Они тоже, когда недовольны политикой правительства, выходят на улицы и протестуют против тех или иных реформ. Там есть мощные, не карманные, профсоюзы, и правительство находит с ними точки соприкосновения. Лучших стандартов для жизни людей, чем в европейских странах, нет, но чтобы добиться таких результатов, нужно тяжело и ответственно работать.


«БЕДА НАШЕЙ СТРАНЫ В ЕЕ РУКОВОДИТЕЛЯХ»

– Сколько времени вы уделяете просмотру или чтению новостей?

– Мне очень не нравится их читать, но я делаю это каждый день.

– Некоторые эксперты говорят, что представители президента, которых глава государства предлагает назначать в каждом регионе для контроля над законностью и целесообразностью действий местных властей, будут отчасти дублировать функции прокуратуры. Так ли это, на ваш взгляд? Насколько это рационально?

– Я не знаю, как это будет: кто и что будет контролировать или дублировать. Когда придет время и будут приняты законы, мы с вами поговорим на эту тему.

– Давайте представим, что по прошествии какого-то времени ситуация в Украине стабилизировалась, реформы свершились (хотя бы частично), общество учится жить по-новому. Какими, в вашем представлении, должны быть структура и функции прокуратуры в это время? Как должен измениться ее имидж? Каких нынешних «нюансов» в работе правоохранительных органов точно не должно быть
?

– Я убежден, что беда нашей страны в ее руководителях. Надеюсь, что в этот раз будет все по-другому, и люди, пришедшие во власть, будут мыслить масштабно и дадут возможность украинцам самим строить свое государство. Это главное. Украинский народ настолько трудолюбив, что если ему не мешать, он способен создать прекрасное процветающее и правовое государство, в котором прокуратура будет правоохранительным органом, ответственным за соблюдение законов. Этот орган не должен подчиняться политической силе и иметь абсолютные полномочия. Главное — обновить идеологию, чтобы сотрудники прокуратуры не думали о том, как досадить друг другу, а о том, как больше сделать для людей и для страны.



Андрей Жмыров
 
Джерело: "Вечерний Харьков" №90  від 16.08.2014 р.

http://vecherniy.kharkov.ua/news/95784/

кількість переглядів: 2058